Период обучения – большое испытание для растущего организма. С 7 лет идет интенсивный рост позвоночника, его выносливость снижается, уменьшается прочность связочного аппарата и мышц. Обилие хрящевой ткани придает позвоночнику большую мобильность, но снижает выносливость к нагрузке! Позвоночник не зрелый, а сидеть за уроками нужно все больше и больше. Такой вот парадокс.
Сидеть ребенок вынужден, как это принято, по 45 минут в течение 4–6 уроков. И если он не обучен правильному сидению, если его рабочее место не приспособлено к безопасному сидению, если не организован ортопедический режим, то позвоночник подвергается очень большим испытаниям.
В результате мы часто наблюдаем боковое отклонение позвоночника. Это случается, если привычное и удобное ребенку положение за уроками – с подогнутой ногой, или если он сидит изогнувшись, или если носит сумку на одном плече вместо ранца. Всё это может привести к отклонению оси позвоночника вправо или влево, кпереди или кзади. Такое нарушение развития одного из главных органов человеческого тела, обеспечивающего движение, работоспособность может приводить к появлению повреждения межпозвонковых дисков уже в молодом возрасте
Формировать навык правильной осанки также необходимо как приучать ребенка мыть руки перед едой. Когда мы прививаем ребенку навык правильной осанки, формируется мышечная память ( мозг –мышцы) по симметричному расположению мышц в пространстве и его симметричном удержании. Это воспитание хороших манер, которые помогут человеку существовать в современном обществе, то есть выдерживать физическую нагрузку на период обучения, работы, быть стрессоустойчивым, выглядеть привлекательно. Очень важно привить ребенку навык симметричного стояния на ногах, научит его симметрично сидеть, симметрично держать голову. Симметричная осанка снижает склонность к падению, придает способность человеку удержаться на неустойчивой. неровной поверхности, то есть предупреждает возникновение травм в течении всей жизни.
Как обучить навыку правильной осанки?
Для начала расскажите ему об уникальном изобретении природы, позволяющему человеку ходить прямо о правильном расположении тела в пространстве – а потом покажите это на собственном примере.
Держать спину прямо – это манера жить!
Правильная осанка – это симметричная опора на обе ноги, способность держать спину прямо, плечи развернутыми, взгляд, направленный вперед. Универсальным упражнением всех времен для формирования гармоничной осанки было упражнение у стены стояние у стенки. Так воспитывали и в институте благородных девиц, и в кадетском корпусе. В дворянских семьях уже в младшем возрасте приходилось «выходить в свет», гордо неся голову и держа спину. Это было частью воспитания тела и духа.
Для формирования навыка правильной осанки нужно встать у стенки коснуться ее пятками, ягодицами , лопатками, затылком.
Маленькие дети могут устоять четверть, полминутки , минуту, родители и старшие дети – чем дольше, тем лучше. Одновременно можно читать, смотреть телевизор, общаться. В любом случае во время этого упражнения мозг запоминает правильное положение тела, формируется мышечная память. Если ребенку стоять «за компанию» скучно, хорошо бы заинтересовать его исходя из интересов ребенка. Кто-то учится на принцессу, кто-то на президента. А у кого-то научный или спортивный интерес: взять в руки секундомер и проверить, сколько смог простоять вчера, сколько выйдет сегодня.
Следующий этап – прогулки с предметом на голове. Это отличное развлечение, и при этом серьезное упражнение.
Специальные упражнения типа «рыбки» - положение на животе, поднимите руки вдоль туловища, приподнимите ноги, голова при этом продолжает линию спины, взгляд направлен в пол. Почувствуйте свои появившиеся мышцы спины!
Память мышц сначала воспитывается волевыми усилием, потом поддерживается контролем, но постепенно входит в естественную привычку.
Если спросить балерину: «почему ты держишься так прямо?» – она ответит: «я не умею иначе!». У нее создан мышечный корсет, мышцы шеи, спины, живота приучены сокращаться симметрично и удерживать туловище в правильном вертикальном положении, Любая женщина сможет достичь грации балерины, если потратит несколько минут в день на упражнения для осанки. Сделайте это для своей красоты и позаботьтесь о красоте детей!
Для правильного формирования позвоночника необходимо обеспечить движение, желательно занимаясь симметричными видами спорта – плаванием, гимнастикой, коньками или лыжами, подвижными играми.
Мы настоятельно советуем исключить раннюю спортивную специализацию, когда ребенок, еще не завершивший своего формирования, уже стоит с хоккейной клюшкой или теннисной ракеткой. Амбиции родителей здесь играют плохую роль! Не идут на пользу ребенку.
Важно контролировать нагрузку в школе. Английский, художественная, музыкальная школы – всё это неподвижные занятия. Помните о равномерности и гармонии– интеллект малыша нельзя развивать в ущерб телесному здоровью! Ограничьте семейное пребывание за компьютером, а при просмотре телевизора занимайтесь зарядкой, и пусть ребенок берет пример с вас.
Необходимо соблюдать ортопедический режим: делать перерывы в сидении каждые четверть часа, вставать, ложиться на горизонтальную плоскость, потягиваться, разгружать позвоночник. Спортивный уголок для ребенка – необходимая вещь! Сокращения мышц во время движения при лазании по шведской стенке, обычная ходьба, плавание, бег, подвижные игры, велосипед, занятия спортом являются функциональными раздражителями, которые благоприятно воздействуют на зоны роста трубчатых костей ( костей рук и ног) и позвоночника, конечно.
Ребенок должен двигаться постоянно!
- Доказано: ребенок развивается во время движения. Каждой части человеческого тела требуется постоянный приток крови, который приносит кислород и питательные вещества всем тканям. Движение – основа этого процесса. Именно поэтому не следует долго оставаться в застывшем положении. Современные врачи говорят: рабочее место должно побуждать школьника к движению, а не ограничивать его!
Физические упражнения формируют нервную систему, создают основу умственного созревания. Вот ученик сел и задумался над сложной задачей – и вдруг почувствовал потребность пройтись по комнате: так ему легче думать. И это не случайно – ведь сигналы от мышц активизируют общую деятельность мозга. Эту особенность отмечали самые великие мыслители: «Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться» (Ж.Ж. Руссо).
Когда ребенку предоставляется свобода в играх и занятиях, он бывает бодр, активен, предприимчив. Наоборот, если его сильно ограничивают, он становится безразличным, а порой упрямым и агрессивным. Психологи пришли к выводу, что стремление к свободе и самоопределению – одна из базисных потребностей человека. Скучное и длительное сидение противоречит самой природе ребенка!
Поэтому мы утверждаем: мебель для школьных занятий должна удовлетворять естественную потребность детей в движении.
Что будет, если сидеть неподвижно?
Гиподинамия – недостаточное движение – отражается на функционировании многих систем организма. Особенно страдают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Снижается иммунитет и сопротивляемость растущего организма простудным и вирусным заболеваниям. Создаютсяпредпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца. Гиподинамия на фоне чрезмерного питания ведет к ожирению.
Дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма. Замедляется работа мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Устав от неподвижного сидения, ребенок ложится на парту или округляют спину, тем самым зажимая диафрагму. Возникает усталость мышц спины и шеи. У малоподвижных детей слабые мышцы, они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, и происходит нарушение осанки, возникает сутулость.
Перегрузка, чрезмерное напряжение одной группы мышц при длительном и несимметричном сидении ведет к функциональным нарушениям – боковому отклонению позвоночника и раннему повреждению межпозвонковых дисков Раньше проблемы с позвоночником возникали к 50-ти годам, а сейчас эта проблема омолодилась – уже в 17 лет мы можем наблюдать остеохондроз.
Традиционная школьная мебель способна нанести ребенку существенный вред, ухудшив его физическое состояние, снизив эмоциональный и духовный потенциал. Но ведь каждый родитель сам отвечает за здоровье и развитие своих детей, а объединившись, родители могут повлиять и на школьную систему.
Выбирая стол и стул для современного школьника, хорошо бы осознавать, что это не просто покупка мебели, а создание настоящего рабочего места, которое обеспечивает базовые потребности человека – свободу движения, свободу самоопределения, способность и стремление к творчеству.
Какая мебель для школьника считается правильной?
Рабочее место школьника должно быть организовано так, чтобы, во-первых, поддерживать тело ребенка в естественном положении, а во-вторых, обеспечивать динамичное, подвижное сидение. Динамичное сидение – это возможность в любой момент отклониться вправо, влево, вперед, назад.
Динамичное сидение стимулирует движение и эмоции, повышает концентрацию внимания и мотивацию к занятиям.
– Правильное сидение – динамичное и эргономичное. К сожалению, в нашей стране вопросы эргономики пока игнорируются. Только недавно родители стали требовать, чтобы стулья и столы в школах соответствовали принципам эргономики, отвечали потребностям ребенка, соответствовали росту ребенка!
Ведь на обычной парте ученик начальной школы может выдержать без вреда для здоровья не более 5 минут, а старшие дети – не более 15!
Сидеть ребенок должен подвижно – двигаться в течение занятия, поворачиваться вправо и влево, отклоняться назад и в стороны. И чтобы при этом его тело было расположено единственно правильным образом с помощью регулируемой спинки, глубины и высоты сидения.
Как правильно подобрать стул для ребенка? Какова идеальная высота стула? Такая, когда формируется прямой угол между торсом и ногой, между коленом и голенью, и стопа ребенка стоит под прямым углом на полу.
Стулья должен соответствовать пропорциям и росту сидящего.
Садясь на стул, ребенок должен полностью опереться на пол, поставив обе ступни и бессознательно выпрямить спину, расправить диафрагму, что позволяет полноценно дышать, а вены на ногах при сидении не должны быть пережаты, что достигается специальной конструкцией сидения.
Спинка стула должна соответствовать физиологическим изгибам спины и обеспечивать как ее поддержку, так и способность разгрузки спины. Высота спинки стула - середины лопаток.
Стул не должен иметь подлокотников, не должен ограничивать движение, повороты туловища, в таком случае сидеть на нем удается подвижно.
Детский организм постоянно растет, меняет пропорции, и мебель должна «расти» вместе с ребенком , благодаря специальным механизмам. Такой эргономичный «детский офис» сопровождает ребенка от детского сада до института.
Стол и стул должны точно соответствовать росту ребенка, как размер обуви.
Идеально, если за столом можно заниматься не только сидя, но и стоя, т.е. существует возможность быстро уменьшить и увеличить его высоту. Стол должен регулироваться не только по высоте. Очень важно, чтобы стол был оснащен подвижной (с возможностью наклона) столешницей для различных видов деятельности, таких как чтение, письмо, рисование, чтобы к нему не пришлось наклоняться и этим сохранить и осанку и зрение.
Первой подобную мебель вывела на рынок немецкая семейная мебельная фабрика Moll.
Сочетая традиционное качество и новейшие инженерные разработки, она создала «домашний офис», который сопровождает ребенка от детского сада до института. Учитывались малейшие нюансы детских потребностей: экологичность, многофункциональность, трансформируемость, легкость в использовании, безопасность, яркость дизайнерских решений.
Но главное – эта мебель позволяет сохранить здоровье всех структур позвоночника и правильную осанку. Столы-трансформеры и «подвижные» стулья moll не только не ограничивают движение, а побуждают к нему, следуя за движениями ребенка! Эргономичное строение мебели обеспечивает правильное положение во время занятий и служит профилактикой сколиоза.
Регулируемый стул moll – удивительное изобретение, не имеющее аналогов. Он регулируется по высоте и по глубине сидения с учетом роста ребенка. Особая изогнутая спинка повторяет анатомический изгиб позвоночника и поддерживает его в правильном положении. Наклон сидения на 2 градуса, обеспечивает прочную опору ступней на пол, автоматически удерживает спину ребенку прямой, а также препятствует сдавливанию сосудов и нервов нижних конечностей. Отсутствие подлокотников и гибкое сидение следует за каждым изменением положения тела. Динамичное сидение способствует разгрузке межпозвонковых дисков и сохраняет их амортизационную функцию. И наконец, сидеть на такой «послушной» мебели просто приятно и интересно!
Мебель немецкой фабрики moll награждена знаком качества «Движения за здоровую спину», учрежденным ассоциацией врачей в борьбе с недугом национального масштаба.
Выбирая стол и стул для современного школьника, хорошо бы осознавать, что это не просто покупка мебели, а создание настоящего рабочего места, которое обеспечивает базовые потребности человека – свободу движения, свободу самоопределения, способность и стремление к творчеству.
Мебель Moll можно скопировать внешне, но повторить уникальные механизмы невозможно!
Ранец для первоклассника!
Вес ранца – не более 10 % от веса ребенка! Ранец должен иметь широкие лямки, жесткую спинку, соответствующую физиологическим изгибам спины. Высота ранца от верхнего края лопаток не ниже линии талии.
На собственном примере
…Иногда на прием к ортопеду приходит мама с ребенком и говорит: «он сутулится…». И так хочется подмигнуть ей и сказать – ну распрямитесь же сами! Ведь ребенок копирует поведение ближайшего окружения.
Вы должны научить ребенка правильной осанке. Для начала расскажите ему об уникальном изобретении природы, позволяющему человеку ходить прямо о правильном положении расположении тела в пространстве – а потом покажите на собственном примере.
Держать спину прямо – это манера жить!
Универсальным упражнением всех времен для формирования гармоничной осанки было упражнение у стены стояние у стенки. Так воспитывали и в институте благородных девиц, и в кадетском корпусе. В дворянских семьях уже в младшем возрасте приходилось «выходить в свет», гордо неся голову и держа спину. Это было частью воспитания тела и духа.
Ребенку необходимо привить навыки правильной осанки: стоять симметрично на обеих ногах, держать спину прямо, плечи развернутыми, взгляд, направленный вперед. Это просто, нужно встать у стенки, к коснуться пятками, ….прижимая пятки, ягодицы, лопатки, затылок. Маленькие дети стоят четверть, полминутки , минуту, родители и старшие дети – чем дольше, тем лучше. Одновременно можно читать, смотреть телевизор, общаться. В любом случае во время этого упражнения мозг запоминает правильное положение тела, формируется мышечная память. Если ребенку стоять «за компанию» скучно, нужно его смотивировать, сыграв на его интересах. Кто-то учится на принцессу, кто-то на президента. А у кого-то научный или спортивный интерес: взять в руки секундомер и проверить, сколько смог простоять вчера, сколько выйдет сегодня.
Следующий этап – прогулки с предметом на голове. Это отличное развлечение, и при этом серьезное упражнение. Память мышц сначала воспитывается волевыми усилием, потом поддерживается контролем, но постепенно входит в естественную привычку.
Если спросить балерину: «почему ты держишься так прямо?» – она ответит: «я не умею иначе!». Она создала себе мышечный корсет ( мышцы шеи, спины, живота приучены сокращать симметрично и удерживать туловище в вертикальном положении), который удерживает спину , поддерживает тело стройным. Любая женщина сможет достичь грации балерины, если потратит несколько минут в день на упражнения для осанки. Сделайте это для своей красоты и позаботьтесь о красоте детей!
Сидеть нужно подвижно!
Чтобы мышцы оставались в тонусе, нужно как можно больше двигаться. Даже работать за компьютером или читать книгу можно динамично, часто меняя позу. В этом идеально помогает специальная мебель – например, от немецкой фабрики moll. В Европе проблемой позвоночника занимаются всерьез, и ортопеды в содружестве с инженерами предлагают эргономичные решения. Владельцу такой мебели ничего не приходится делать для поддержания себя в тонусе во время занятий. Само строение стула здесь таково, что на нем просто нельзя сидеть иначе, чем подвижно и физиологически правильно! Если в семье будет хотя
бы один стул и один стол от moll, за которым по очереди сможет учиться ребенок, общаться на форумах мама, играть в компьютерные игры папа, то скоро все заметят меньшую утомляемость, большую подвижность и тонус. Тем более что мебель moll можно за секунду отрегулировать под свой рост и пропорции благодаря уникальным механизмам. В прогрессивных семьях мебель становится серьезным подспорьем в поддержании здоровья.
Разгружайте позвоночник!
После длительного сидения хорошо бы разгрузить позвоночник – лечь на горизонтальную поверхность. Если лечь невозможно – постоять у стенки, выпрямиться. Когда ложимся спать – важно улечься на ровной упругой постели, на спине. Эта поза – самая эргономичная и позволяет разгрузить напруженные во время длительного сидения межпозвонковые диски, расслабить все связки и дать передышку мышцам.
Существуют специальные ортопедические упражнения для позвоночника. Одно из самых эффективных – «рыбка» «Самолетик»: лечь на живот, вытянуться как струнка и слегка приподнять над полом руки и ноги. Так укрепляются мышцы спины, уходит сутулость.
Желательно заниматься теми видами спорта и физкультуры, которые призваны разгрузить позвоночник. Очень полезны плаванье, аквааэробика, стретчинг, упражнения на фитнес-мяче.
Держать спину прямой – так же естественно, как чистить зубы и мыть руки перед едой. Этопросто должно войти в привычку. Формирование навыка правильной осанки – это воспитание хороших манер, которые помогают человеку жить в современном обществе: выдерживать нагрузку при обучении и работе, быть стрессоустойчивым, выглядеть привлекательно.