Официальный представитель moll в России
Войти
Сидение - Движение - Здоровье
Ученик начальной школы к концу 4-го года обучения проводит сидя 3800 часов в школе и 5800 дома. Итого 9600 часов!!!! Недостаток движения – проблема целого общества.

Дети вынуждены расти и развиваться сидя, а для развития необходимо движение. Движение – основа умственного созревания. Если понаблюдать за ребенком, то совершенно очевидно, что он развивается во время движения. Maria Montessori Не мешайте детям развиваться!

Почему ребенок не должен сидеть спокойно?

Длительное и асимметричное сидение вызывает перегрузку связочно- мышечного аппарата позвоночника и приводит к быстрому изнашиванию межпозвонковых дисков. Доказано, что недостаток движения приводит к изменению формы и функций мозга.

Мы находимся в зависимости от нашего рабочего места. Оно может как помочь, так инавредить. Важно помнить, что есть такое понятие как эргоно́мика (от др.-греч. ἔργον — работа и νόμος — закон) , что означает соответствие труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение наиболее эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека и выполняемой при минимальной затрате биологических ресурсов.

Необходимо помнить, что организуя рабочее место школьнику важно помнить о безопасности его длительного пребывания за рабочим столом.

Директивами для организации эргономичного сидения школьника являются следующие параметры:
  1. Для здорового развития дети должны сидеть за столами и стульями, которые регулируются по высоте, то есть растут вместе с ребенком.

  2. Столешница рабочего места должна быть наклонной и угол наклона должен изменяться в зависимости от занятия. Например - во время письма угол наклона нужно устанавливать на 15%; при чтении – 30%, во время рисования – 5%. Угол наклона столешницы до подросткового возраста необходимо создать в 12-16%. Это связано с особенностями зрения растущего организма, также важно учесть индивидуальные особенности, которые подскажет офтальмолог (врач окулист)

  3. Рабочее место должно иметь оптимальное и равномерное освещение, не обладать отражающим эффектом. Важен и выбор цвета стола, так например голубой цвет способствует улучшению зрительного восприятия. Хорошо, если настольная лампа свободно перемещается как вправо так и влево. Для детей, пишущих правой рукой лампа должна располагаться слева, для детей, которые пишут левой рукой, справа. Очень важно замечание – компьютер для старшеклассников! при эргономичном расположении располагается ниже уровня стола. Это необходимо для того, чтобы взгляд при работе с ним был направлен вниз. В этом случае глазное яблоко прикрывается веком, происходит достаточное орошение его слезной жидкостью и предупреждается такое часто встречающееся состояние, как сухость глаза. Для правильного расположения компьютера стол обычно эргономично сконструирован и, кроме всего, важно, чтобы предплечье и кисть лежали на столе. Это важно для того, чтобы не перенапрягались при разгибании или напряжении связочный и сухожильный аппарат кисти, лучезапястного сустава и предплечья. При правильном расположении монитора компьютера создаются комфортные условия для шейного отдела позвоночника ( исключается переразгибание в области шеи, нет напряжения связочно-мышечного аппарата шеи), не нарушается кровоток по позвоночным артериям, которые доставляют кровь к головному мозгу.

  4. В организации рабочего места важна конструкция стула! Важно обеспечить динамичное сидение! Для эргономичного расположения на стуле сидение его должно иметь небольшой наклон кпереди 2 градуса, что способствует необходимости в опоре на ноги, при этом выпрямляется спина, не сдавливаются нервно сосудистые сплетения нижних конечностей, нет статический нагрузки на таз и весь позвоночник. При наличии еще и наклонной столешницы исключается необходимость наклона туловища кпереди. Наклон туловища кпереди, который мы часто наблюдаем у наших школьников и студентов, сдавливает грудную клетку, пережимает солнечное сплетение, затрудняет дыхание и доставку кислорода к жизненно важным органам – мозгу , сердцу и т.д.снижается концентрация внимания, усвоение материала, ухудшается настроение, появляется усталость. Сидение стула должно быть подвижным и следовать за движениями ребенка, не мешать им. Таким расположением на стуле снимается статическая, часто ассиметричная нагрузка на связочно-мышечный аппарат позвоночника. Особенно важно иметь возможность менять положение ( вправо, влево, кзади) во время сидения для снятия напряжения на межпозвонковые диски, в которых процессы разрушения начинаются уже с 20 лет. Стул должен приспосабливаться к естественным движениям ребенка!

Предрассудки, которые породили ошибочное мнение о процессе сидения…

Сидеть неподвижно прямо, это полезно для спины! Чтобы хорошо учиться, надо сидеть спокойно! Концентрация зависит от неподвижности в время сидения! Наше тело создано для ДВИЖЕНИЯ!!! В школе должны поддерживаться подвижные методы обучения.

Обстановка в комнате ребенка должна предусматривать как можно больше движения. Не надо сидеть на одном месте. Спонтанным движением дети организуют свое физическое, умственное и духовное развитие. Доказано, что движение во время обучения помогает ребенку сконцентрироваться, быть духовно сильным, гармоничным. Создадим пространство здоровых, сильных, гармоничных людей! Орлова Татьяна Николаевна врач ортопед Детского ортопедического центра АНО Клиники НИИТО.